Постановка | Изабель НАНТИ |
Сценическая редакция | Джамиля САЛА |
Французский текст | Кристиан ДЮМЭ-ЛЬВОВСКИ |
Свет | Патрис ТРОТТЬЕ |
Звук | Даниэль ДЕСЭ и Ален МИШОН |
Костюм | КЕНЗО |
В роли Нижинского | Реджеп МИТРОВИЦА |
Свой «Дневник» Вацлав Нижинский пишет зимой 1918/19, находясь на грани тяжёлого умственного расстройства. Ему 29 лет, и он уже больше никогда на выйдет на сцену... Оставшиеся 30 лет жизни Нижинский проведёт в психиатрических клиниках в окружении врачей.
Написанный по-русски «Дневник» был в 1936 переведён на английский язык и издан женой Нижинского Ромолой. Благодаря дочерям танцовщика, Кире и Тамаре Нижинским, Кристиан Дюмэ-Львовски смог (только несколько лет назад) сделать перевод на французский язык «Дневника» без каких-либо купюр.
Реджеп Митровица — сосьетер «Комеди Франсэз», художественный руководитель «Компани Шан-Либр» — работал с такими режиссёрами как Антуан Витез («Эрнани», «Электра»), Даниэль Месгиш («Король Лир», «Атласный башмачок», «Жизнь Галилея»). За исполнение главной роли в «Лоренцаччо» Мюссе, поставленном в «Комеди Франсэз» Жоржем Лаводаном, получил премию Мольера в номинации «за театральные открытия» (1990). На этой же сцене в 1994 сыграл Гамлета (также в режиссуре Лаводана).
Прочтя «Дневник» Нижинского, актёр был потрясен судьбой и личностью легендарного танцовщика. В 1993 на Авиньонском фестивале он прочёл отрывки из «Дневника». Это произвело столь сильное впечатление, что на следующий год Фестиваль вновь пригласил актёра, который показал в Авиньоне уже настоящий моноспектакль.
Сверху падает белый свет, так, что его бледное лицо кажется словно вырубленным топором. Глаза, уши, зубы существуют как бы отдельно от головы: этот человек не делает себе подарков, да и жизнь преподносила ему их нечасто.
Тем не менее — это Нижинский, самый прославленный, самый гениальный танцовщик в мире, «бабочка, заблудившаяся в толпе» — так сказал о нём Пруст...
Сам о себе Нижинский говорил: «Я безумец, обладающий здравым смыслом и хорошо тренированными нервами»...
Мало кому удавалось показать, насколько безумие связано с гениальностью. И редко когда столь уместным оказывалось применение термина «театр жестокости». Ведь соединение такого безумия и такой гениальности может осуществиться лишь на алтаре жестокости... И всё же сколько любви дарит нам этот спектакль: «Моё безумие — проявление моей любви к людям».
Реджеп «становится» Нижинским и, подчиняясь точной, как музыкальная партитура, мизансцене, отправляется к той черте, за которой начинается безумие...