Купить билеты Eng

Французские чтения

«Записки из подполья» Ф. Достоевского читает Патрис Шеро. Тексты Эрве Гибера читают Патрис Шеро и Филипп Кальварио

Французские чтения
Французские чтения

Патрис Шеро родился в 1944 г. Дебютировал в теа­тре Лицея Луи Ле Гран, откуда вышли такие известные мастера французского театра, как Жан-Пьер Вен­сан и Жером Дешан. В 60-х годах возглавлял Театр в г. Сартрувилле. Работал в Италии (1969 -1972), в частности в Пикколо Театро ди Милано под руководст­вом Дж. Стрелера, во многом определившего режис­серский путь Шеро. По воз­вращении во Францию воз­главил совместно с Роже Планшоном и Робером Жильбером Национальный Народный Театр Виллерба- на. Первый большой успех пришел после постановки «Диспута» Мариво. Этот спектакль стал знамена­тельным событием, так как выбивался из общего ряда постановок Мариво, пьесы которого принято было ис­полнять в игриво-претенци­озной манере, получившей во французской театраль­ной традиции даже особое название «мариводаж». Из­вестно высказывание Шеро по поводу этой постановки: «Мариво приоткрыл дверь, и в нее вошел Маркиз де Сад». В период с 1976 по 1980 гг. Шеро работает вместе с ди­рижером Пьером Булезом в Оперном театре г. Байрейта (Бавария), где ставит «Коль­цо Нибелунгов» Р. Вагнера. Затем были постановки - в Парижской Опере «Лулу» Берга (1979), в Ла Скала «Луций Сцилла» Моцарта (1985) и другие.

В 1982 г. Шеро возглавляет Театр Нантер-Амандье, где ставит пьесы Б.-М. Кольте- са «Битва негров и собак», «Западная пристань», «В одиночестве хлопковых полей», и каждый раз с не­вероятным успехом. Впрочем, не меньший успех при­ходит к нему с постановка­ми Жана Жене, Мариво, Хайнера Мюллера, Чехова.

Его спектакль «Гамлет» нантеровского периода приез­жал в Москву в рамках Французского сезона 1989 г. Из театральных работ по­следних лет самой знамена­тельной стала «Федра» (2003), получившая высшую театральную премию Фран­ции «Мольер» сразу в трех номинациях.

В 1990 г. Шеро выбирает стезю независимого худож­ника. Его все больше при­влекает кино. (В кино Шеро дебютировал как режиссер в 1974 году фильмом «Плоть орхидеи», поставленным по роману Дж.Х.Чейза). Его знаменитый фильм «Коро­лева Марго», вышедший на экраны в 1994 г.. с Изабель Аджани, в свое время побил все рекорды мирового про­ката. На Берлинском кино­фестивале 2001 г. его фильм «Intimacy» был отмечен глав­ной премией «Золотой Мед­ведь», а в 2002 на том же Берлинском фестивале фильм «Его брат» получил «Серебряного Медведя».

Филипп Кальвариo родился в 1973 г. Начал ра­боту в театре в качестве ак­тера в пьесах «Праведники» А. Камю, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта. Играл в пьесах Шекспира и Молье­ра, а в 1999 г. сыграл в по­становке Патриса Шеро «Ге­нрих IV - Ричард III». В 2000 г. снялся в нашумевшем фильме Шеро «Intimacy», по­лучившем «Золотого Медве­дя» на Берлинском кинофес­тивале. В качестве режиссе­ра осуществил постановки: «Цимбелин» У. Шекспира (2002), «Чайка» А. Чехова (2002), «Медея Кали» (2003), «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса (2004), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (2004) и др.

В Европе известные актеры очень часто обращаются к такому мало распространенному в русском театре жанру как читки. Несмотря на то, что этот жанр очень популярен во Франции, да­леко не всегда ему сопутст­вует успех. «Записки из под­полья» - один из самых ус­пешных проектов послед­них лет. «В этом не то днев­нике, не то романе скон­центрирована вся боль, весь этот страшноватый юмор, вся гипертрофиро­ванная прозорливость До­стоевского... Странный, совсем нецеломудренный монолог совсем не героичес­кого героя. Шеро впервые читал «Записки» Достоев­ского в Барселоне четыре года назад, тогда это была почти импровизация. Ред­кий момент. Здесь мы видим Патриса Шеро, напоминаю­щего самого себя в роли Ди­лера из «Одиночества хлопковых полей» Б.-М. Кольте­са. Но уже без партнера...» (Матильд ла Бардонии «Ли- берасьон», март 2005 г.)


20,21 апреля
Центр им. Меерхольда