«Мифы» имеют подзаголовок «Ритуал поминовения короткого века»: речь, как поясняет автор, идет об историческом периоде с 1917 по 1989 г. Колоритная компания древнегреческих великомучеников (Эдип, Медея, Орфей, Кассандра и др. ) реанимирует мумию какого-то коммунара. Коммунар берет в руки гармошку и поет революционные песни. Герои, в экзотических одеяниях, с рогами на головах, мечутся по усыпанной галькой площадке, чертят на ней лабиринт и во всеоружии уникальной актерской техники повествуют о своих страданиях. В финале коммунара символически рвут на части, как нового Орфея (вводя таким образом в круг бессмертных) ; гармошка сама по себе продолжает наигрывать что-то из интернационального революционного репертуара.
Обсуждать, о чем это, как-то даже неловко. В программке, например, сам Барба задается риторическими вопросами: «Является ли Революция мифом? Чем может быть миф для нас? Надеждой без веры? Где он таится сегодня?» И т. д.
Но, возможно, такой и должна быть театральная кунсткамера, в которой радикальные сценические открытия 60-х законсервированы в максимально доступном виде - чтоб можно было гастролировать с ними по всему свету и рассказывать на пальцах о великом наследии Ежи Гротовского. У зрителей московской олимпиады была, кстати, возможность сравнить творчество учителя и ученика - за неделю до гастролей «Один-театра» в «Школе драматического искусств» Анатолия Васильева прошли вечера, посвященные Гротовскому, на которых демонстрировались фильмы с фрагментами спектаклей «Театра-лаборатории», впечатляющими даже в дикого качества видеопроекции.
После них «Мифы» Эуженио Барбы кажутся наиболее познавательными в том смысле, что театральный авангард поддается мумификации не хуже, чем, например, система Станиславского.